Программы исследования аргументации


Различают две программы исследования аргументации, в наиболее общем плане называемые диалектической и риторической.

Указанные стратегии исследования (модели) аргументации такого рода соответствуют двум различным запросам, которые общество выдвигает исследователям аргументации. Но между полюсами универсальной рациональности и индивидуального релятивизма расположен целый спектр промежуточных случаев, которые отображаются в моделях аргументации, сочетающих элементы этих противоположных подходов.

С указанными потребностями и запросами общества связана еще одна дихотомия в исследованиях аргументации: диалогическое — монологическое. Запрос на разрешение конфликта интересов вызывает к жизни диалогические теории аргументации, а запрос на убеждение — монологические; Точнее, диалогичность связана с моделями аргументации, настаивающими на активности обеих сторон взаимодействия, а монологичность означает, что мы абстрагируемся от активности одной из сторон (именно абстрагируемся, а не отрицаем ее). Поэтому монологичность в области убеждающего общения относительна.

И связи с этим возникает вопрос о соотношении рациональности и иррациональности в аргументации. Если мы вводим в аргументацию реального адресата убеждения, то в нее вторгается иррациональный элемент непредсказуемость воздействия аргументов на адресата, Поэтому в неформальной логике и прагмадиалектике приходится вводить рационального судью, который оценивает наборы аргументов независимо от адресата, по их внутренним качествам. Однако очевидно, что набор аргументов может быть сколь угодно хорошим и устраивать рационального судью, но не оказать никакого воздействия на адресата.

Разные потребности общества вызывают к жизни различные модели аргументации, которые абстрагируют из реального диалога разнообразные его свойства и отношения сторон. Обществу нужен целый спектр моделей аргументации, из которых индивиды, группы могут выбирать себе подходящие исходя из своих задач.

Сосредоточение на схемах аргументации, текстах и правилах критической дискуссии ведет к построению теорий аргументации по образцу логики, т. е. независимых от культурного контекста. Обычно говорят о потребности общества в аргументации вообще и утверждают, к примеру, что аргументация в демократическом обществе востребована, а в недемократическом — нет. На наш взгляд, вопрос надо сформулировать по-другому: не об отношениях общества вообще и аргументации вообще, а об отношениях конкретного общества и конкретной модели аргументации.

 

Главный вопрос: какой вид моделей аргументации востребован в данном обществе?