ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Настоящую революцию в развитии психологии совершил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Новизна состояла уже в том, что он исходил не из логики теоретического познания, а из собственной врачебной практики. Фрейд пришёл к выводу, что развитие психики представляет собой процесс адаптации к враждебной окружающей среде. При этом основное «событие» в психической жизни происходит не в сфере сознания, как считалось всегда, а в области бессознательного.

Фото Зигмунда ФрейдаПо Фрейду, психику человека образуют три начала: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид — область бессознательного, стихия врождённых влечений, стремящихся к удовлетворению и разрядке. Главные из них — инстинкт жизни, в основе которого энергия либидо (лат. libido — «влечение», «стремление»)— сексуального влечения, и танатос, инстинкт смерти, — энергия, направленная на разрушение. Эти влечения не осознаются человеком, они присущи
ему изначально и сопровождают его всю жизнь. Однако, живя в обществе, люли не могут свободно удовлетворять свои агрессивные и сексуальные желания. С самого раннего детства под воздействием воспитания, культуры, социальных норм и правил в душе человека начинает формироваться строгий цензор Супер-Эго, заставляющий сдерживать инстинкты. Требования Супер-Эго тоже во многом относятся к сфере бессознательного, особенно те из них, которые не высказывались ребёнку явно, а внушались родителями исподволь (и, скорее всего, не осознавались ими самими): личным примером, реакциями на те или иные события. Ид и Супер-Эго находятся между собой в постоянном противоборстве. Влечения стремятся к разрядке, внушённые запреты её не допускают — возникает напряжение, которое постепенно приводит к неврозу. Регулировать эти конфликты призвано Эго — самая рациональная, сознательная, ориентированная на реальность часть психики. Эго развивается по мере взросления человека, осознания им самого себя. Однако Эго не только посредник и миротворец, оно может вступать в конфликт как с вожделеющим Ид, так и с запрещающим Супер-Эго. Фрейд писал, что Эго -«слуга трёх господ, который подвергается опасностям с трёх сторон - внешнего мира, побуждений Ид и сурового Супер-Эго... Занимая пограничное положение, Эго стремится подчинить Ид требованиям внешнего мира и привести мир в соответствие с желаниями Ид».

Задачи Эго весьма непростые, и нередко для их решения оно использует не самые разумные и эффективные способы, а выбирает путь, который представляется лёгким и быстрым. Так создаётся психологическая защита — не разрешая противоречия, она временно смягчает его или отодвигает на задний план. Фрейд описал несколько разновидностей этого явления, позже их перечень был дополнен его дочерью, психологом Анной Фрейд, и другими исследователями.

При вытеснении конфликт изгоняется, для человека он как бы не существует. В таком случае энергия вытесненного желания или намерения остаётся нереализованной и в психике образуется постоянный очаг напряжения. Удерживание вытесненного конфликта в бессознательном требует от человека постоянных усилий, что способно привести к нервному истощению и болезни. На одной из лекций Фрейд так описал вытеснение. Если сейчас кто-то из слушателей начнёт мешать лектору, громко возмущаться и спорить, мы вправе удалить его из зала. Но эта мера вряд ли поможет — он примется стучать и ломиться в закрытую дверь. Понадобятся усилия нескольких человек, чтобы удерживать его в коридоре. В итоге остальным будет трудно слушать, а выступающему — говорить. Если же нарушитель спокойствия всё-таки ворвётся в аудиторию, то поведёт себя гораздо более агрессивно, чем вначале. Наверное, лучше было бы сразу обсудить с ним его претензии, чтобы потом спокойно продолжить лекцию.

Вытесненное в бессознательное желание даёт о себе знать в сновидениях, ошибках, оговорках, безотчётных действиях. Так, человек, идя устраиваться на работу, представляющуюся всем окружающим и ему самому весьма престижной и выгодной, но на самом деле глубоко ему неприятную, может перепутать время собеседования, забыть дома необходимые документы или неожиданно заболеть, искренне при этом огорчившись.

Используя такую защиту, как регрессия (от лат. regressio — «движение назад»), человек частично сбрасывает напряжение инфантильными, усвоенными в детстве способами. Подобно маленькому ребёнку, находящему утешение у материнской груди или в компании плюшевого мишки, он ищет успокоение в том, что грызёт ногти, всё время жуёт или сосёт что-нибудь, не расстаётся с талисманом, тщательно следует определённым приметам и ритуалам. Поскольку такие формы поведения широко распространены, они кажутся совершенно естественными и не воспринимаются как защитные механизмы. Вероятно, юноша, постоянно потягивающий пиво из банки или не расстающийся с сигаретой, представляется сам себе очень взрослым. Однако, по сути, он воспроизводит младенческую модель защиты: пососал — успокоился. Ещё один способ снизить напряжение — рационализация (от лат. rationalis — «разумный»). Человек находит логичное и весьма убедительное для него объяснение своего поведения или создавшейся ситуации: «Я был вынужден поступить так, потому что...», «Любой бы на моём месте...». На деле рационализация — ширма, за которой прячется неприемлемая для Эго или Супер-Эго истина. Яркий пример - Лиса из басни «Лисица и виноград», которая, не сумев достать гроздь ягод, объявила их зелёными и тем самым обрела некоторое спокойствие.
Рациональным способом обращения с внутренней проблемой является и проекция. Испытывая недостойные чувства и желания, мы нередко приписываем их другим. Так, враждебно настроенный к людям человек готов увидеть в каждом чужом слове и взгляде проявление агрессии по отношению к себе. А тот, кто низко себя оценивает, уверен, что все вокруг только и ждут, чтобы посмеяться над ним и выразить ему пренебрежение. При проекции проблема переносится вовне, тем самым избавляя нас от необходимости серьёзно корректировать свои представления. Наиболее эффективным и здоровым механизмом психологической защиты Фрейд считал сублимацию (от лат. sublimatio — «возвышение»). Энергия либидо или энергия разрушения в этом случае направляется в конструктивное русло, например обращается к творчеству. Так, художник, мечтающий овладеть привлекательной женщиной, создаёт её портрет и в результате освобождается от мучительной страсти. В современной психотерапии механизм сублимации активно используется для работы с неврозами. Рисуя, танцуя, ставя спектакли, люди позволяют конфликтам всплыть из глубин бессознательного и разрешиться через творчество. Это направление называется «арттеряпия» (буквально «лечение искусством»).

Таким образом, в Эго тоже есть немало бессознательного, иррационального, того, что может быть открыто и понято ценой специальных усилий. И всё же чем сильнее позиции Эго в бушующем страстями мире человеческой психики, чем более разумные и эффективные способы разрешения конфликтов оно находит, тем более зрелым и психологически здоровым является человек. Отсюда основная идея психоанализа — метода, разработанного Фрейдом. Она состоит в том, чтобы помочь человеку осознать свои вытесненные в бессознательное желания, страхи, конфликты и, пережив катарсис (очищение), избавиться от напряжения. Войти в контакт со своим бессознательным, постичь истинные причины психологических трудностей позволяет анализ сновидений, свободных ассоциаций, спонтанных поступков и необычных чувств. Создание первой системы психотерапии — хорошо разработанной и достаточно эффективной методики помощи людям, испытывающим душевный дискомфорт (внутренние конфликты, депрессию, тревогу, страхи, нарушение общения и т. д.), психологическими, а не медикаментозными средствами — бесспорная заслуга Фрейда и всего психоаналитического направления.

Фрейд открыл в нашей психике целый мир, лежащий вне сознания, полный конфликтов, страстей и скрытых мотивов поведения. Именно в этом состоит его основное научное достижение. Не все положения его теории разделяются современной психологией, но общее воздействие фрейдизма на развитие психологической науки и практики несомненно. Идеи Фрейда сказались также на культуре, искусстве, медицине, социологии. В русле психоаналитической теории Фрейда и в полемике с ней развивались аналитическая психология Карла Фото АдлераЮнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера, глубинная психология Карен Хорни и другие научные школы. Юнг полагал, что движущей силой развития человека является не только сексуальная энергия. В его понимании либидо — это обобщённая психическая энергия, принимающая различные формы. Психолог значительно расширил представление о бессознательном — он открыл существование наряду^ с индивидуальным бессознательным безбрежное море коллективного бессознательного. Оно своего рода память поколений, психологическое наследство, с которым каждый из нас появляется на свет. Коллективное бессознательное прйнадлеашт всем и никому — подобно воздуху, которым мы дёппим. Его содержание составляют архетипы — первообразы, запечатленные в мифах и сказках, лежащие в основе религии, воссоздаваемые в произведениях искусства. Архетипы определяют мировосприятие и самосознание целых народов, направляют и организуют психологический опыт человека (см. дополнительный очерк «Архетипы»). Бессознательное, по Юнгу, является источником не только низменных страстей (как думал Фрейд), но и самых высоких побуждений. Архетипы Матери, Учителя, Любви, Смерти — Воскрешения — Преображения, Самости (стремления к внутренней гармонии и целостности) безотчётно усваиваются вместе с культурой и влияют на восприятие человеком любых явлений. Адлер был вначале единомышленником Фрейда, а затем стал его оппонентом. Он считал, что не врождённые влечения и унаследованные архетипы, а чувство общности с другими людьми, побуждающее человека к социальным контактам, определяет его поведение. Ребёнок неизбежно ощущает собственную неполноценность по сравнению с более сильными, более умными, более компетентными взрослыми. Переживание ущербности может усугубляться из-за сложных отношений с родителями, соперничества с сестрами и братьями, различных физических или умственных дефектов. Компенсация чувства неполноценности прдисходит за счёт: самоутверждения, обретения ощущения превосходства. Этот путь может быть как конструктивным (самоутверждение в деятельности для других, в кооперации с ними), так и разрушительным, деструктивным (унижение, и эксплуатация других людей). Выбор пути определяется индивидуальным стилем человека, который лишь частично зависит от врождённых качеств его «Я» и обстоятельств жизни.

Хорни первоначально тоже разделяла идеи Фрейда, однако впоследствии пришла к выводу, что в основе проблем развития личности лежат не врождённые сексуальные и агрессивные влечения, а бессознательное чувство коренной тревоги. Оно связано с беспомощностью и одиночеством маленького человека в потенциально опасном мире. Коренная тревога возникает, когда родители отстранены от ребёнка или чрезмерно его опекают и тем самым подавляют развитие его личности. Избавление от физиологического дискомфорта достигается удовлетворением потребностей ребёнка. Преодоление психологической тревоги более сложный процесс, связанный с развитием образа «Я», представлений о себе. Сущесгвует несколько не совпадающих образов «Я»: реальное «Я», идеальное «Я» и «Я» в глазах других людей. Три образа не должны слишком расходиться — это залог нормального развития личности и её устойчивости к неврозам. Сильное несовпадение Я-представлений приводит к повышению напряжённости, тревоге, неуверенности в себе. Психолог описала способы, с помощью которых люди компенсируют рассогласование образов «Я».

Благодаря работам Юнга, Адлера, Хорни и других исследователей психоаналитическое направление существенно изменилось, превратившись в широкое поле разнообразных школ, направлений и методов. Редко кто из современных учёных разделяет в чистом виде теорию какого-либо из основоположников психоанализа.

 

 

Материалы взяты из Энциклопедии "ЧЕЛОВЕК" Аванта 2002 год. ЗАО Детское издательство " АВАНТА+", Москва, (095) 259-7627