ВОСПРИЯТИЕ

 


Мир, в котором мы живём, впервые заявляет о себе ещё до нашего рождения. Уже семимесячный плод в утробе матери улавливает звуки и различает свет. Ребёнок рождается, и на него обрушивается лавина ощущений — ослепительно яркий свет, множество самых невероятных звуков разной интенсивности, незнакомые запахи. Развивающемуся мозгу предстоит большая работа: научиться обрабатывать поступающую сенсорную информацию, т. е. научиться восприятию, или перцепции (от лат. perceptio — «восприятие»). К концу первого года жизни все неясные звуки, цветовые пятна, ощущения постепенно обретают чёткость и стабильность и окружающий мир предстаёт как совокупность предметов и явлений. Мама воспринимается как мама, кошка, прячущаяся под столом, как кошка, дерево, склонившееся за окном, как дерево...
Как это происходит?
В процессе восприятия мозг активно организует и структурирует получаемую сенсорную информацию; предметы выделяются из своего окружения, различаются по характерной форме, цвету, размерам; определяется расстояние, на котором они от нас находятся; выясняется, движутся объекты или нет. Такая перцептивная обработка осуществляется почти мгновенно. Потому в консерватории мы слышим не беспорядочный набор звуков, а симфонию; вечером в лесу не просто фиксируем отдельные шорохи, блики и запахи, а видим горящий костёр, чувствуем смолистый аромат прогретых за день солнцем сосен, замечаем пролетевшую птицу.
При этом на восприятие влияет предыдущий опыт. Человек всегда соотносит любое явление с тем, что уже видел, слышал и чувствовал. Можно сказать, что в каждый момент своей жизни мы воспринимаем мир не столько таким, каким он является на самом деле, сколько таким, каким он нам представал ранее. В эксперименте американского исследователя И. Бэгби принимали участие дети из США и Мексики. На несколько мгновений им на сетчатку проецировали разные (для левого и правого глаза) картинки. На них были представлены типичные ситуации из американской и мексиканской жизни. Оказалось, что при одновременном предъявлении этих сложных сигналов чётко воспринимается лишь один из них — более привычный. Так, если посылались изображения тореадора и игрока в бейсбол, мексиканские дети видели только первое из них, а американские — второе.
Чем привычнее для нас объект, тем меньше времени требуется на его узнавание. Знакомые предметы и явления мы способны опознать даже при восприятии части их признаков и сильном искажении.

Тема восприятия будет рассматриваться в рамках курсов психологии.

Фото особенности зрительного восприятия

Например, по капелькам на внешней стороне окна легко определить, что недавно прошёл дождь, а по запаху, доносящемуся с кухни, — что там готовят: грибной суп или гороховый. Мы узнаём популярную мелодию, если её фальшиво играют или напевают в другой тональности, в состоянии разобрать текст, написанный плохим почерком. Подобные простейшие, с точки зрения человека, задачи очень трудны для компьютера, пусть и оснащённого всеми необходимыми устройствами и программами. Дело в том, что восприятие всегда является активным процессом осмысления и опознания той или иной информации.

«Воспринимать — это не просто открыть ставню и позволить пейзажу отпечататься в мозге. Мы всегда фильтруем сенсорную информацию и осмысливаем её», — писал американский психолог Дэвид Майерс. Осмысленность восприятия становится очевидной, когда, глядя на облака или следы дождя на асфальте, мы невольно начинаем «видеть», что облако похоже на слона, а лужица напоминает по форме крылья бабочки. С древних времён на этом свойстве восприятия основывались многие гадания, например на кофейной гуще или на растопленном воске, вылитом в воду. В узорах, завитках, наплывах люди различали что-то своё, и именно на данных конкретных образах строилось предсказание. Подобная особенность восприятия помогает и психологам: они используют расплывчатые неясные изображения или абстрактные пятна, например чернильные, как своеобразный тест при изучении личности (см. дополнительный очерк «Проективные тесты»).
Помимо предыдущего опыта на восприятие и распознавание образов влияет наша установка. В 1935 г. психолог Р. Липер поставил такой эксперимент. Испытуемым предъявляли картинку, на которой можно было увидеть либо молодую женщину, либо старую. Предварительно одним из них показали недвусмысленное изображение молодой женщины, а другим — старой. Что же в результате оказалось? Участники эксперимента из первой группы на двусмысленной картинке увидели молодую женщину, а из второй — старую.
Если бы человек в равной мере воспринимал всё, что его окружает, он оказался бы не способен ориентироваться в мире. Наше восприятие очень избирательно. Обычно лишь значимое для нас в данный момент схватывается ясно и чётко, остальное же служит фоном, менее структурированным и отчётливым.
Люди всегда отдают предпочтение тому, что связано с их потребностями, склонностями, интересами, ожиданиями и целями. Даже восприятие одних и тех же вещей — мелодии, спектакля, картины – у каждого свое, да и в разные периоды жизни оно меняется. Апперцепция (от лат. ad — «при», «к» и perceptio — «восприятие») — зависимость восприятия от личных особенностей, желаний и чувств — это ещё одна важная его характеристика. Мир предстаёт перед нами не столько таким, какой он на самом деле, сколько таким, каким мы хотим его видеть.
Условия восприятия постоянно меняются — объекты могут находиться вблизи или в отдалении, в полумраке или при ярком освещении, сверху от нас или сбоку, в покое или в движении. Несмотря на это, мы обычно не заблуждаемся относительно их размеров, формы, цвета и других параметров. Так, дома, которые на большом расстоянии кажутся крошечными, мы всё же воспринимаем как вполне пригодные по величине для размещения людей. Эта особенность нашей перцептивной системы называется константностью (постоянством) восприятия. Она является отчасти врождённой, но развивается с опытом. Результаты многих хитроумных экспериментов показали, что константность формы отмечается уже на третьем месяце жизни, константность величины — на шестом. Благодаря этому свойству мы отвлекаемся от несущественных, преходящих изменений и воспринимаем объекты как относительно неизменные. Иначе людям было бы очень сложно жить, и действовать в мире.

Читать Психология восприятия далее...