ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ


На курсах психологии и психоанализа в Минске “Знание” мы будем изучать тему восприятие и законы восприятия.
Первыми серьёзно подошли к изучению того, как организуются и трансформируются в процессе восприятия наши ощущения, гештальтпсихологи. В ходе исследований они вывели несколько основополагающих закономерностей, которые ныне входят во все учебники психологии.
В первую очередь восприятие характеризуется целостностью. Она отражает объект в неделимости его частей и свойств. Так, наслаждаясь цветущими тюльпанами, мы отнюдь не воспринимаем их как совокупность красных овальных объектов на фоне зелёных линий и пятен, а видим нежные бутоны, сочные стебли и листья. Кроме того, любой образ, возникающий у человека, нельзя свести к сумме отдельных элементов. Он всегда представляет собой некую связную картину. И всегда нечто большее или совсем иное, чем просто сумма частей.
Объединение воспринимаемых нами объектов в целое происходит по различным принципам, в том числе близости, сходству, непрерывности.
Согласно принципу близости, объекты, расположенные «по соседству в пространстве или во времени, предстают для нас как гpyппa. Так, несколько близко стоящих друг к другу машин с обеих сторон улицы мы воспринимаем как две стоянки.
По принципу сходства совместно воспринимаются подобные между собой предметы. Несколько десятков берёз у водоёма предстают как небольшая рощица, а ивы, растущие на её краю, как самостоятельная группа деревьев.
В соответствии с принципом непрерывности мы воспринимаем мир, связывая разные элементы в последовательность или придавая им
определённую ориентацию. Например, петляющее русло реки, часть которого закрыта листвой деревьев, воспринимается как непрерывное.

Принцип замыкания предполагает, что мы стремимся мысленно дорисовать незаконченные изображения и заполнить промежутки. По нескольким штрихам легко распознать геометрическую фигуру, лицо, силуэт и многое другое.
Принцип простоты побуждает нас при любых условиях видеть в первую очередь объекты «хорошей формы» — завершённые, симметричные, «правильные», целостные, простые. В частности, среди больших камней на берегу моря мы скорее остановим свой взгляд на камнях округлой или прямоугольной формы, чем на остальных.
Множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются нами целостно, как единый движущийся объект — гласит принцип «общей судьбы* . Например, множество скачущих лошадей мы видим как один табун.
Главный принцип, открытый гештальтпсихологами, носит название «фигура — фот. В соответствии с ним мы стремимся в процессе восприятия вычленить объект (фигуру) из его окружения (фона). При этом фигура всегда предстаёт перед нами более ясной и чёткой, чем фон.
Открытые гештальтпсихолога м и принципы имеют разную силу. Менее других предопределяет результаты восприятия принцип близости, а более всех — принцип простоты. Поэтому, например, камуфляжная форма, смысл которой в том, чтобы человек мог слиться с природным ландшафтом и стать неразличимым, перестаёт выполнять свою функцию, когда люди, одетые в неё, приближаются к боевым позициям противника. Действие принципа сходства в такой ситуации перекрывается принципом «общей судьбы».
Законы организации восприятия работают постоянно, даже если мы ничего не знаем об их существовании. Профессионалы учитывают их и используют в тех случаях, где требуется управлять человеческим восприятием: в обучении, рекламе, архитектуре, моделировании одежды, полиграфии и других сферах деятельности. Так, в соответствии с принципом «фигура — фон» создаётся яркая одежда для дорожных рабочих или путейцев, чтобы они выделялись на окружающем фоне. Дорожные знаки специально покрывают люминесцентными красками — это позволяет их видеть в ночи. И даже для любителей поздних дискотек делают особый фосфоресцирующий макияж.